На церковнославянском языке
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
На русском языке
Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, пребывающий везде и всё наполняющий, Сокровищница благ и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Эта молитва обращена к Святому Духу - Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Утешителю, который всегда пребывает в сердце православных христиан, если только наши грехи не отвращают Его Лик от нас. Как учит Церковь, Святым Духом поддерживается существование всего сотворённого мира. Именно поэтому Он называется Пребывающим везде и Подателем жизни - как жизни на земле, так и вечной жизни с Богом.
Эта молитва - одно из песнопений праздника Пятидесятницы (или Троицы), когда воспоминается рождение Церкви - сошествие Святого Духа на апостолов. Апостолы основали Церковь, и с тех пор и доныне всякий православный христианин может приобщиться Духом Святым к спасению, совершённому Сыном Божиим.
Святой Дух живёт и действует в Церкви, и потому всякая служба начинается с молитвы Ему. По примеру церковных служб, молитва "Царю Небесный" читается и в домашних молитвах, а также перед началом любого доброго дела.
Эта молитва не читается только в течение пятидесяти дней с Воскресения Христова, то есть Пасхи, до праздника Пятидесятницы. Как воспоминание о том времени, когда Господь уже воскрес, но Дух Святой ещё не сошёл к апостолам. Первые тридцать девять дней молитва "Царю Небесный" заменяется тропарём Пасхи: "Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". В оставшиеся же дни просто пропускается.