На церковнославянском языке
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
На русском языке
Отец наш Небесный! Пусть святится имя Твоё и придёт Царство Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Эту молитву называют молитвой Господней. Её можно назвать самой главной из молитв - ей научил нас Сам Господь Иисус Христос. Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9-13) и Луки (глава 11, стихи 2-4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения.
Молитва Господня начинается с обращения к Отцу Небесному. Мы называем Бога Отцом, то есть именем самого родного нам человека. Это говорит о большой близости Его к нам, о Его любви к нам, как отца к детям. А ещё о том, что в каждом из нас есть что-то, полученное нами от Бога, как в каждом ребёнке есть унаследованное от родителей.
Затем следует прошение об освящении имени Божия и о наступлении Его Царства. Мы просим помочь нам жить так, чтобы наша жизнь прославляла имя Божие на земле. Ожидание Царства Божия, которое непременно должно наступить, является выражением сути нашей веры. Веры в то, что в конце концов всякий грех и всякое зло будут побеждены навсегда. Это не значит, что мы должны сидеть сложа руки в ожидании конца света. Мы просим Бога стать Хозяином в наших сердцах, чувствах, мыслях уже здесь. Ведь если жизнь каждого из нас и всех вместе будет принадлежать Богу, Царство Божие, по слову Христа, откроется в нас (смотри Евангелие от Луки главу 17, стих 21).
Прошение о том, чтобы воля Божия осуществлялась как на земле, так и на небе, продолжает эту мысль. А также заставляет вспомнить: всё, что происходит с нами, происходит по воле Божией. Произнося слова: "да будет воля Твоя", мы покорно принимаем волю Божию, которая неизменно ведёт нас ко спасению - даже во время трудностей и скорбей.
Прошение о "хлебе насущном" можно понять двояко. Во-первых, как просьбу дать нам всё необходимое для обычной жизни: еду, дом, одежду. И, во-вторых, как просьбу о даровании нам Хлеба, который превыше всего. Это Тело и Кровь Христовы, которым мы приобщаемся в Таинстве Евхаристии.
Потом мы просим Бога простить наши грехи. Ведь только так мы можем помириться с Богом - нашим Отцом. Но прося Господа о прощении, мы и сами должны прощать другим причиняемые нам обиды и огорчения: "прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам". Святые отцы говорили, что мы не имеем права читать молитву "Отче наш", если обижаемся на кого-то. Молитва напоминает нам, что отношения с окружающими нас людьми должны быть подлинно христианскими - без этого невозможна духовная жизнь.
Наконец, молитва заканчивается просьбой уберечь нас от тех грехов и ошибок, что могут случиться в будущем ("не введи нас во искушение"), а также избавить нас от злого действия падших духов - бесов и сатаны ("избавь нас от лукавого").