Дорога к Храму.ru

 

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. 

о вере в современном мире

 

 

106.  Можно ли интересоваться космосом?
      – Можно. Выйдите летом – а еще лучше, если это будет на юге, – звездной ночью, поднимите очи свои горе, вверх, смотрите на купол звездного неба и увидите, как звезды славят Творца, увидите то, о чем нам говорит царь Давид: звезда с звездой разнится в славе, что мир, созданный Богом, дивно хорош! Так что очень даже хорошо интересоваться космосом.

    107.  Можно ли читать детективные романы? Или это бульварная литература?
      – Смотря что. Детектив детективу рознь. "Преступление и наказание" – тоже детектив. Там и убийство таинственное, и сюжет напряженный, и конец непредсказуемый. "Шерлок Холмс" – тоже детектив небесполезный, который может влиять на развитие наших интеллектуальных способностей, особенно, если стараться самому анализировать и думать, что же там будет, в конце. Очень хорошие детективы писал английский писатель Честертон. Был у него в одном из романов священник, не православный, правда, но все же священник, который подходил ко всяческим трагическим ситуациям с духовным рассуждением.

    108.  Можно ли читать мужские книги?
      – Интересно, что вы понимаете под мужскими книгами? Если подразумеваются книги о мужественных людях, о героях Джека Лондона, бравого француза Дюма или вполне мужественных Шерлока Холмса и доктора Ватсона, то, пожалуй, беды не будет, а может, и пользу обретете и извлечете уроки товарищества, верности. А если под мужскими книгами подразумеваются некоторые брошюры и журналы для некоторых не вполне спокойных мужчин, которые очень интересуются тем, что происходит после двух часов ночи по лучшим каналам телевидения, то, конечно, этих книг читать лучше не надо, от них потому что не далеко и до блудного беса, который за каждой страничкой сидит и из нее, ухмыляясь, выглядывает, когда мы проглатываем нечто в этих книжках написанное.

    109.  Можно ли читать фантастику?
      – Смотря с какой целью. Читать как литературу, которая может дать что-то полезное твоей душе, вряд ли стоит, потому что в основном такая литература – макулатура, ну и еще потому, что она уводит нас в такой мир обмана, иллюзии, псевдожизни, который для христианина не полезен. Мы, христиане, – реалисты, должны твердо стоять на земле, но и одновременно, как сказал преподобный Амвросий Оптинский, мы должны жить как колесо: одной точкой касаться земли, а всеми остальными устремляться к небу. В этих книжках – фантастике – всё какие-то грезы да туманы... Ну а если читать для того, чтобы вместе со своими неверующими сверстниками разобраться и свою точку, православного христианина, аргументировать – ради этой цели, может, и стоит.

    110.  Можно ли рассказывать анекдоты?
      – Вообще, в здоровом юморе есть духовная польза, и если мы умеем его употреблять тактично, не осуждая ближнего, а имея в виду пользу его душе, то в доброй шутке есть резон. Впрочем, смотри, чтобы не стать тебе самым завзятым острословом – не самая лучшая репутация для православного человека.

    111.  Какие книги можно читать?
      – Понятно, какие – хорошие. Те книги, в которых говорится о правде Божией, о святых, жития их и прежде всего, конечно, Евангелие. Для православного – это первая книга, а еще те книги, в которых хоть и не через жизнь святых людей, а через то, как это в жизни обычных людей бывает, нам показывается поиск этой правды Божией: читайте Лескова, Пушкина, Достоевского, Мельникова-Печерского, Бунина, Ивана Шмелева с его дивным "Летом Господним" и многих других – читайте, потому что из этого, вы потом такой мостик себе создадите, по которому легче будет перейти к книгам церковным, чтобы их читать и понимать.

    112.  Пить спиртные напитки – это грех? А курить?
      – Сказано о спиртных напитках было еще в древности на Руси, что веселие на Руси – питие. Впрочем, что пили-то на Руси? – немножко меда, слегка перебродившего, назывался он медовуха, или еще некоторые напитки, слабо алкогольные, игристые по большей части, и пили их для радости и от радости; думается, что и теперь, когда собираются православные люди, когда праздник, какое-то радостное событие, и вот помолились уже в храме, помолились перед трапезой, и вместе им хорошо, и как знак, и как символ этой совместной радости они поднимают бокал доброго вина и искренне от всего сердца желают друг другу того, что можно пожелать друг другу за столом – в этом нет никакого греха. И Господь может быть среди них, как был Он на браке, в Канне Галилейской, где Он из воды сотворил вино. Но пить с остаточку, пить, потому что так старшеклассники делают, пить для того, чтобы попробовать, что такое быть пьяным в доску, – это, понятное дело, не занятие для православного христианина, но, впрочем, не лучше и курить, потому что курение делает нас очень скоренько рабом этой привычки. Есть и у нас такие очень хорошие, благочестивые прихожане, которые, идя в храм, непременно выкуривают сигарету, потому что в храме стоять долго и как выдержать без перекура? Вот и думайте, стоит ли делаться рабом этой привычки. Еще Достоевский сказал в одной книжке, что есть такие люди, которые так любят человечество, но которые, вот ежели такого в темницу посадить и сказать: "Отрекись от человечества, от любви к нему, он не отречется, но ежели ему вдруг неделю табака не подавать, то он не только от человечества, но и от своей матери и от души своей отречется". Вот мы хотим быть такими?

    113.  Все дети от семи лет курят. Им что, делать нечего, ведь это плохо для здоровья.
      – Неправда, что все. Приди ко мне, и я покажу тебе очень много детей до семи и сильно старше, которые не курят. Их не так мало – если они за руку возьмутся, эти мои знакомые, то всю кольцевую дорогу вокруг Москвы займут. Для здоровья, конечно, плохо, а еще хуже для души и просто глупо. Думается, надо, не обижая, показывать им, что это выглядит глупо и смешно и что они выглядят от этого ничуть не старше, не утонченнее и не мудрее. И чем спокойней и естественней мы будем эту их глупость свидетельствовать, тем меньше будет вереница детей от семи лет, которые курят.

    114.  Как мне бороться с искушениями?
      – Бороться, вот именно бороться, а не просто всякий раз на исповеди говорить: "Ой, батюшка, вот опять я раздражаюсь, и опять смотрю всякую ерунду по телевизору, даже когда идет Рождественский пост, и с родителями опять ссорюсь". Иметь твердое намерение: больше этого не делать. Бороться с искушениями нужно с соблюдением тактики и стратегии: обнаружить главнейшее направление атаки врага и с ним бороться. Если ты сильно раздражаешься, завяжи себе рот бантиком и молчи. Тебе хочется, выпучив глаза, кричать на вредную сестренку или препираться с несправедливым к вам учителем, отцом, братом, не отвечай никакими словами. Ежели тебя тянет на мороженое и "Сникерсы", посади себя на картофельные чипсы на несколько недель, не ешь ничего такого сладенького и вкусненького, к чему тебя так тянет. Борись с главным. Ежели тебя тянет на изучение какого-нибудь отвратного и вовсю рекламируемого журнала, почитай что-нибудь, что учило бы твою душу доброму и полезному, и в метро больше смотри в пол, чем по сторонам, тогда, глядишь, и с искушениями будет попроще бороться.

    115.  Как побороть гордыню?
      – Об этом написаны тома книг, но ежели бы был магический способ, как это сделать, то, наверное, на земле гордецов уже не существовало. Впрочем, путь указан: если не хочешь быть гордым, заставляй себя быть смиренным. Что значит смиренным? Мирным со всеми. Мирным с товарищами в классе, которые, может быть, тебе не совсем нравятся, мирным с учителем, который не всегда с нами справедлив, мирным с родителями, которые являют над нами иной раз тяготящую нас родительскую власть. Вот будешь стараться быть мирным со всеми, тогда и поборешь гордыню.

    116.  Как мне избавиться от язвительности? Моя колкость обижает людей, а справиться не могу.
      – Самый лучший способ – заклеить рот пластырем. Если невозможно это физически, то сделай это пластырем духовным: встань утром, помолись, скажи: "Господи! Благослови меня так вести, будто у меня рот пластырем закрыт".

    117.  Я часто дерусь со своей младшей сестрой. Как мне избавиться от этой напасти?
      – Отчего дерешься? Оттого, верно, что раздражаешься. Можно, конечно, волю собрать в кулак, и не делать этого, но тут то плохо, что зло все равно будет копиться. Можно что посоветовать: перед тем как что-то такое затевается, и ты уже чувствуешь, что что-то недоброе поднимается в твоей душе, и тем более ты хочешь поднять руку на сестренку, обозвать ее, скажи про себя: "Господи, спаси, сохрани и помилуй твою рабу и мою сестренку..." – как ее зовут? – а после этого попробуй сделать то, что ты намеревался, – думаю, не получится, рука не поднимется и слова застрянут в горле.

    118.  Я никак не могу избавиться от того, чтобы не говорить плохие слова. Ответьте, что мне делать?
      – Веди запись, сколько раз в день ты сказал это слово, и каждое воскресенье, приходя в храм, говори своему духовнику: "Батюшка, я вот такие-то слова, которые сейчас, здесь выговорить не могу, не дерзаю, сказал вот столько-то раз". И вот так каждый воскресный день исполнять. Думаю, что поможет.

    119.  Я дружу с одним мальчиком, и мы почти каждый день с ним ссоримся. Что мне делать, чтобы мы с ним не ругались и не ссорились?
      – Попробуйте недельку друг с другом не общаться, не разговаривать (конечно, предварительно договорившись) и посмотрите, как вам друг без друга станет скучно и тоскливо; но если через неделю вам друг с другом и не захочется общаться и говорить – значит, дружба ваша не была настоящей и лучше ее не возобновлять.

    120.  Как мне избавиться от неврастении?
      – Да неужели? Да неужели так далеко зашло? Я думаю, что самый простой способ такой: сказать себе прямо сейчас – никакой неврастении у меня нет, а есть слишком обширные сведения, почерпнутые из медицинской энциклопедии, закрыть эту книгу и никогда не открывать. 

121.  Вот я ленивый и из-за этого учусь хуже, чем могу. Как мне побороть лень?
      – Во-первых, не жаловаться всем, что ты ленивый. Пусть об этом знает только ты и Господь, да еще твой духовник. Пусть никто об этом даже не догадывается: ни учителя, ни родители, ни твои товарищи по классу. Вот постарайся хотя бы неделю прожить так, чтоб никто об этом не смог догадаться, а потом посмотри на результат.

    122.  Как надо поступать, когда на тебя обижаются?
      – Преподобный Амвросий отвечал на вопрос, как надо жить: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение". Можно еще напомнить, что на свете есть великое свойство, которое называется кротость, и вот в Катехизисе православном, кстати, очень полезной книге митрополита Московского Филарета, есть слова: "Кротость – это такая добродетель, чтобы никого ничем не раздражать и самому никем и ничем не раздражаться. Вот если будем кроткими и почаще будем вспоминать слово "простите", никто на нас и не будет обижаться".

    123.  Если я побил одного надоедливого мальчика, это хорошо или плохо?
      – Давай ответим так. Вот если ты – надоедливый – мальчик и тебя побили – это хорошо или плохо? Ну вот и ответ.

    124.  Что делать когда ко мне пристают?
      – Посмотреть, кто пристает. Если к тебе пристает здоровый бугай из твоего класса и просит ручку одолжить, лучше одолжи; если маленький первоклашка пристает и просит помочь, то помоги; а если на темной пустынной улице пристают три неблагонадежных гражданина, то надо бежать – с молитвой. Ну а если серьезно, если в классе пристают, можешь – дай отпор, но делай это без злобы и никогда сам не задирайся и не лезь первым, а вперед спроси: к тебе пристают потому, что они такие злобные, или потому, что ты сам их провоцируешь своим поведением. А ежели провоцируешь, то и потерпи за свой скверный характер.

    125.  Я чувствую, что отношения с родителями становяться все острее и острее. Мне кажеться, что это от возраста. Как быть?
      – Скорее, дело не в возрасте, а в нас самих, в свойствах каких-то недобрых, в своевольном желании жить только своим умом; в желании по-своему одеваться, свою музыку слушать, свои правила устанавливать и со своим уставом не то что бы в чужой, родной, конечно, но все же устроенный твоими родителями, монастырь лезть. Ежели все это обдумать и понять и от кое-чего отказаться, то, может, и не будет никаких острых ситуаций и тяжелых, больных отношений с родителями.

    126.  Есть заповедь – чтить мать и отца. Но если отец меня ненавидит, что делать?
      – Исполнять заповедь. Потому что в заповеди не сказано любить только хорошего отца и чтить только хорошую мать, но просто: чтить родителей, даже если идеал отца и матери расходится с тем, что есть в вашей семье; все равно, Христа ради, нужно продолжать их любить, быть послушным во всем, что не противоречит правде Божией и православной вере, и, может быть, за терпение и смиренную любовь, как это бывало со множеством других людей, Господь и смягчит сердце твоего родителя.

    127.  Могу ли я стать как мама?
      – Конечно, милая. Конечно, можешь, если будешь всему лучшему, что в маме есть, подражать. Если будешь вместе с мамой молиться, если будешь за маму молиться и если будешь Господа просить: "Господи, я хочу прожить достойно, как моя мама, чтобы быть ей достойной дочерью, чтобы вместе с ней дойти до Царствия Небесного". Тогда и Господь благословит, и люди будут видеть в тебе твою маму.

    128.  Можно ли родителям наказывать детей?
      – Детки мои, не только можно, но и нужно. И даже сказано в Священном Писании, что жалеющий розгу, не жалеет сына. Не в том смысле, что всех пороть обязательно нужно, но что ложная концепция воспитания та, которая утверждает, что детей ни за что и никак наказывать не нужно, пусть, мол, они сами развиваются, раскрываются, как цветы какие, а дело родителей – в сторонке стоять. Нет, живем-то мы уже не в том раю, где жили Адам и Ева, а живем уже, нося в себе некоторые семена греха. И они тоже будут давать свою поросль, и если не будет хорошего садовника, который, где нужно, прополет, а где и вытопчет эти ростки (а главные садовники этого сада – наши родители), и если этого не делать – так и вырастет сплошной сорняк, который подавит все истинное, что могло бы родиться.

    129.  Какие мы имеем права, когда учитель задерживает нас на перемену?
      – Думаю, что вы имеете самое великое право – право терпеть, и в послушании повиноваться, и воспитывать этим свою душу для Царствия Небесного. А потом сэкономить время на пробежке по коридору, катании на портфеле и других каких-то необязательных развлечениях.

    130.  Стоит ли мне стать военным?
      – Ну, это уж ты, голубчик, сам должен решить. Но если вопрос в том, что можно ли православному человеку быть военным, то, конечно, можно, но только крест этот – бесконечно тяжелый крест, потому что православному солдату, офицеру, воину нельзя очень многое из того, что разрешают себе неверующие. Водку нельзя пить, верность хранить не на словах только, а по сути: вере, Отечеству и семье своей. Нам можно воевать, но врага нельзя ненавидеть, и довольствоваться малым, сам знаешь, например, как сейчас платят военным, но если ты идешь не для того, чтобы в мундире покрасоваться и над другими покомандовать, а потому, что любишь свое Отечество и хочешь составить честь и славу его и помочь в трудное время, тогда иди, но знай, что это тяжело.

    131.  Можно ли охотничать?
      – Исторически охота для православного человека никогда не запрещалась. Нельзя охотничать священнику и клирику, потому что он ни к какому убийству не должен быть причастен. А обычному человеку можно охотничать. В самой охоте нет несомненного греха. Грех – охотиться ради азарта, грех – охотиться ради услаждения убийством, грех – охотиться так, чтобы эта охота превращалась бы в браконьерство, убийство ради убийства, ради наживы и больших денег.

    132.  Говорят, что православным не полагается держать в освященной квартире собаку. Почему?
      – Есть такое древнее правило, что если собака вбегает в храм, то храм подлежит освящению, потому что собака, как и некоторые другие животные, относилась к скверным. Но, думается, что в это правило в наше время можно внести смягчение вот по какому рассуждению. Когда вводилось это правило, в основном были собаки каких пород: пастушьи, охранные и другие, больше относимые к домашнему скоту, конечно, вовсе никак не приспособленные к жизни вместе с людьми. Вводить их, так же как коров, овец, в свой дом значило превращать его в хлев, и Ветхий Завет, и церковное предание удерживают человека от такого рода всяческого свинства в прямом и переносном смысле. Прочитавший эти слова пусть оглянется к своей комнате. Теперь, когда появились разные породы домашних собак, приученные к хозяину, к дому, чистоплотные, умеющие себя вести с людьми, нет, думается, непременного запрещения держать собаку.

    133.  Каких насекомых можно убивать, а каких нельзя?
      – Нельзя убивать просто так, из интереса, удовольствия помучить, ощутить себя убийцей. Ну а ежели вы комара, который из вас кровь пьет, ладошкой прихлопнете, думается, что греха большого не будет.

    134.  Раньше мне снились сны про бесов. Они были разные и очень жуткие. Папа мне сказал, что если появится бес то его надо крестить. Я так и сделала, но он никуда не делся. Это очень страшно, когда у тебя остается последняя надежда на Бога, а Он не помогает. Почему?
      – Такие сны у современных отроков и отроковиц в основном бывают от усиленного смотрения телевизора, от разного рода барабашек, черепашек ниндзя и прочих поучительных персонажей. Если месячишко два поживешь с молитвой да без телевизора или хотя бы лишь с добрыми, спокойными передачами, то, глядишь, бесы сниться перестанут. Господь помогает тогда, когда мы сами не можем справиться, когда нет наших сил и ты просишь: "Господи помоги! Я уже не могу больше с этим бороться!" И просишь искренне, с глубочайшей верой. Тогда Господь обязательно поможет. Ты ведь еще и сама можешь побороться с этим искушением, а не автоматом освободиться от него: раз – и как рукой сняло. Ну а если просишь, чтобы тебе Господь помог, то и сама должна все делать для того, чтобы быть от этого искушения подальше. Вот и посмотри – все ли ты для этого делаешь.

    135.  Можно ли верить снам?
      – Смотря каким. Вообще, спасительней не верить. Мы можем принять за пророческий Божий голос просто результат буйно проведенного дня или просмотренного кинофильма. Но иногда бывают такого рода сны, через которые Господь говорит нашему сердцу. Впрочем, о том, что это не простой, а пророческий сон, Господь нас сам может уверить – или через повторяемость или такую несомненность, когда это ляжет на сердце такой уверенностью, которую никто и ничто не может изменить; а если нет такой уверенности – лучше забудьте этот сон и не думайте больше о нем. 
  136.  Как сделать так, чтобы из человека (старше меня) вышел бес?
      – Сначала надо быть крепко уверенным, что в человеке – не важно, старше или младше тебя, – бес наличествует. Бес не такая уж частая "вещь", как нам представляется зачастую, чтобы они внутри селились. Бывает, видал я бесноватых в храмах: ведут человека к чаше, а он кричит не своим голосом, и видно, что не он кричит, а бес в нем кричит, и даже сила-то в нем не его. Видел я, например, бабушку, старенькую, тщедушную, так ее еле-еле четыре взрослых мужчины смогли довести до креста. Это вот бесноватые в полном смысле слова. А бывает, что у человека страсть.
      Страсть, конечно, тоже провоцирует бес – гордость ли, зазнайство, еще какую-то страстную привычку, но это другое дело, здесь не столько надо спешить исполнять чин отчитки – специальный церковный чин для исцеления бесноватых, сколько, обложившись умными книжками духовными, занявшись молитвой да послушав своего духовника священника, начать с Божией помощью с этой страстью бороться.

    137.  Плевать – это грех?
      – В колодец, в особенности. А также в общественных местах. Ну, и конечно, нужно с особым благоговением относиться к Таинству Причастия, и всякого рода сплевывание, пожевывание после приобщения Христовых Тайн не нужно допускать по благоговению к святыне Тела и Крови Христа-Спасителя. Ну и вообще, правила хорошего тона никто не отменял для православного христианина.

    138.  Почему люди бывают хамелионами?
      – Вопрос показывает начитанность молодого человека, знакомство его с отечественной словесностью. Человек приспосабливается. Это приспособление не обязательно бывает плохое. Апостол Павел говорит в одном из своих посланий, что он был всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых. То есть говорил с людьми на понятном им языке, общался с ними так (кроме греха), чтобы не оттолкнуть их от себя своим стилем поведения, чтобы через что-то в нем несродственное их понятиям они не отошли от евангельского благовестия. В этом смысле приноравливаться к окружающим приходится всякому православному человеку. Но хуже и, безусловно, грех, если цель в этом – не польза души окружающих нас людей, а собственное удобство или человекоугодие, желание извлечь выгоду из того, чтобы подстраиваться под других людей ради личной корысти.

    139.  У меня старый дом и, когда я в него прихожу, меня кто-то душит.
      – Ну что ты, у тебя, наверное, просто форточка не открывается. И батареи жарко топятся. Я вот тоже прихожу домой (хоть и в новый дом), и меня тоже кто-то душит, я сразу форточку открываю, попробуй делать то же самое. А если не поможет, то прочитай: "Да воскреснет Бог и расточатся враги его..." – и выпей воды святой из святого источника – и все как рукой снимет.

    140.  Как вы относитесь к политике?
      – Политика – вещь серьезная и ответственная, настолько серьезная, что лучше в нее не соваться. Почему? Потому что сохраниться там человеком целостным, чистым, идущим Евангельскими заповедями, любящим врага своего, даже если – страшно подумать – из ЛДПР или из нашего, ихнего или еще чьего-нибудь "Дома России", очень и очень трудно. Вот он голосует против моего предложения, а я должен его любить! Так что православному человеку лучше бы помнить о главной политике: о том, что есть у нас Отечество Небесное и его образ на земле, здесь – отечество земное, где мы должны быть честными и добросовестными гражданами – это и будет наша политика.

    141.  Кто такие масоны?
      – Масоны очень не хотят, чтобы люди знали, кто они такие. Уже одно это наводит нас на мысль, что вряд ли это добродетельные, чистые и искренние люди. Человеку честному и благонамеренному нечего скрывать организацию, в которой он состоит, и дела, которые он совершает. Что уж они там делают на самом деле, мало кто знает доподлинно, но одно ясно: Церкви нашей они не друзья и добра от них ждать нечего.

    142.  Почему постоянно воюют?
      – Спроси самого себя, почему ты постоянно дерешься, не слушаешься и не можешь жить в полном мире со всеми людьми. Вот потому, что в нас живет грех непослушания и своеволия, он живет и в народах, и в государствах, и в жизни людей. И путь тут только один: чем меньше будет в нас непослушания, зла, насилия, тем меньше его будет вокруг нас.

    143.  Я хотел бы знать, почему у нашей угодной страны на протяжении многих лет такая тяжелая судьба?
      – Я уже говорил прежде, чем Господь кого любит, того наказывает. С кого можно спросить, с того спрашивает, ведь и мама с папой больше спрашивают со старших детей, чем с младенца, который еще кашей манной с ложки питается. Он, бывает, и накапризничает, и опрокинет эту кашу себе на голову, а его только отмоют и опять за стол посадят. А попробуйте-ка вы то же сделать, представьте, что родители вам за это устроят. Также и здесь: у кого больше разумения, крепости душевной, с того и спроса больше.

    144.  Как вы считаете, возможно ли восстановить монархию на Руси?
      – Человеку невозможно, а Богу все возможно, но, впрочем, зависит от человека, до какой-то степени: то есть будут ли подданные у монарха? Ведь монархия что предполагает? Что будет такая, достаточно значительная часть народа, которая свою волю – политическую, отчасти экономические права, права человека, – добровольно пожелает ограничить, себя стеснить ради доверия воли, уму, сердцу душе православного монарха. Вот когда будет большая часть народа таковой, тогда будет и православная монархия.

    145.  Если нельзя возродить в России царскую власть, то какая власть для нее наиболее приемлемая?
      – Церковь может существовать при любой власти, и по большому счету она непреодолима вратами ада, как об этом говорит Сам Господь в Евангелии. Но, конечно, Церковь будет приветствовать такое государство, которое будет ориентироваться на традиционные ценности, которое будет уважать Евангелие, будет уважать исторический путь России и место в ней православной Церкви, которое не будет потакать разного рода сектантам, сатанистам и прочим, разлагающим душу нашего народа. А уж какая она будет – президентская республика, или парламентская, или вовсе не республика, а что-то другое – это не важно.

    146.  Почему большевики расстреливали священников и посадили патриарха?
      – Действительно, многие сотни тысяч людей, священников, монахов были расстреляны, казнены, сосланы, уморены в лагерях в минувшие годы. А почему так было? А потому, что говорится в Писании: "Бог кого любит, того и наказывает". И, видно, столько греха, злобы, неправды накопилось к концу двадцатого века в человеческом роде, что на крест страдания за других должны были пойти те, которые смогли бы его с терпением, смирением и без ропота принять. А кто это мог принять? Только православные люди. Потому что заставь-ка идти на крест, мучиться безбожника – в те годы и многим из них пришлось туго, но они и проклинали, и предавали, и сейчас простить не могут и забыть того, что с ними делали. А православные люди, уподобляясь Христу, с терпением и прощением понесли многие мучения, чтобы чего худшего не случилось со всеми, со всем народом русским.

    147.  Когда канонизируют Царскую Семью?
      – Когда мы будем готовы прославить Государя Николая Александровича, Государыню Александру Федоровну, их дочерей – Ольгу, Марию, Татьяну, Анастасию, Царевича Алексея всей нашей Русской Церковью. Когда отойдут все недоумения, препоны, непонимания, связанные с минувшими десятилетиями, когда было так много грязи вылито на Семью Государя, как, впрочем, и случается сейчас зачастую с экранов телевизора, со страниц прессы и даже порой из уст церковных людей, не понимающих огромного значения этой канонизации для нашего народа. Вот мы будем молиться за душу Государя, просить этого, а когда Господь увидит, что мы готовы, тогда он нам и даст этих утешителей. Хорошо бы, чтоб это случилось уже в этом веке.

    148.  Будет ли последний царь перед концом света?
      – В Писании об этом ничего не .говорится. Есть предсказание старцев, что Россия перед концом света возродится – и духовно особенно. А если она возродится, то, конечно, можно предположить, что во главе государя православного. Но сбудется ли это – зависит от нас – русских православных людей. Надо жить так, чтобы эти пророчества могли осуществиться.

    149.  Когда будет конец света?
      – Конец света для любого из нас может наступить очень скоро, потому что никто из нас не знает, сколько продлятся наши земные дни, и мы должны быть готовы предстать пред нашим Господом, поэтому нам говорится "бдите и молитесь да не внийдете в напасть" – чтобы вам не впасть в напасть. А конец света наступит тогда, когда править будет антихрист и произойдет то, что уже сейчас некоторым образом происходит: окончательное разделение добра и зла, когда все, что от Бога, от света, от любви Христовой, будет в Церкви, то есть все, что в мире есть доброго, рассеянного, смешанного со злом, как бы отделится и вот туда, в Церковь, и уйдет, а в мире – останется сознательное и бессознательное, но такое крепкое предание себя злу и отцу его – дьяволу. Вот тогда и будет конец этого мира, а после – великий страшный и все же долгожданный суд Христов.

    150.  Расскажите об антихристе.
      – Мы уже немного касались этого вопроса, но можно добавить следующее. Сейчас много чего говорят об этом: вот антихрист придет к нам через компьютерную сеть "Интернет", или: ни в коем случае не пользуйтесь кредитными карточками – они печать антихриста на нашу руку; или несколько десятилетий назад говорили то же самое про советские паспорта: не берите их, на них печать антихриста. Печать была действительно малоприятная, но все же это не антихристова печать. Так кто ж такой будет антихрист? Антихрист – это будет человек, подчеркиваю, человек, который родится в те времена, когда огромное количество людей, большинство, живущих на земле, готовы будут добровольно принять того, кто позовет в сторону от Церкви Божией и от Христа-Спасителя. Помните: добровольно. Он, конечно, будет обманывать, он, конечно, будет говорить: идите за мной, я не так уж противоречу Христу, но разобраться, что это антихрист, можно будет и в последние времена. Он будет запугивать, но не насиловать, он будет обманывать, но не связывать нашу волю, и поэтому те, кто пойдет за ним, пойдут добровольно. А еще – во все времена были и будут люди духа антихристова, они как бы ему дорожку готовят. Помните, например, Кашпировского. Вот он водил руками перед телевизором, и чуть не полстраны готовы были ему верить, сидеть и смотреть на него, и воду пить, и газеты жевать, которые он освящал, – вот он, маленький антихрист, который показывает, как другой настоящий антихрист будет людьми управлять, не будет насильно заставлять, но обольщать, и люди уставятся в телевизор, компьютер или на него самого и будут смотреть и пойдут за ним, как овечки или как крысы за крысоловом с дудочкой... 
  

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".