"Королева Марго"
За ужином Надя была рассеяна и не заметила, что папа уже второй раз обращается к ней: - Надежда, ты меня слышишь? - Что, папочка? - встрепенулась Надя. - Я спрашиваю, с какого числа у вас каникулы. - Кажется, с двадцать пятого декабря, - и девочка опять погрузилась в свои думы. - В прошлом году, по-моему, было как-то по-другому, не помнишь? - А-а, - невпопад протянула Надя. Папа вопросительно взглянул на маму; та отвечала недоуменным взором...
После ужина Надя торопливо помыла посуду, вытерла со стола, потом привычной рукой, почти машинально, протерла раковину, убрала в ящик приборы и бросилась в бабушкину комнату. Там на письменном столе, за которым она обычно готовила уроки, горела лампа и лежала открытая книга. Усевшись за стол и перевернув страницу, Надя забыла обо всем на свете. Приключения героини захватили ее настолько, что она не заметила, как заходила и выходила бабушка (после этого на столе перед Надей оказалось яблоко, которое она, не отрываясь от книги, начала есть), как прошел час, и еще час... Красавицы в платьях с кринолинами, королевский двор, интриги, балы, галантные кавалеры, тайные свидания, пылкие объяснения в любви - из этого чарующего мира ее извлек голос мамы: - Что ты читаешь? Хочешь не хочешь, пришлось оторваться. Мама присела на диван. Надя отодвинула книгу и обратила к ней какой-то затуманенный взгляд. -Уроки я на завтра все сделала. Музыкой еще днем позанималась. Со стола убрала... - Я знаю, ты у меня умница, - улыбнулась мама. - А все же: что это за книга? - Александр Дюма. "Королева Марго". Мама удивилась. Она надеялась, что для ее дочери время увлечения такими романами благополучно миновало. И вдруг - "Королева Марго". - Откуда она у тебя? - В классе все девочки по очереди ее читают. Вот и мне дали. - Ну, и как? Тебе нравится? - Знаешь, мамочка, я, честно говоря, понимаю, что эта книга совершенно пустая. Но она так захватывает! Знаешь, хочется отдохнуть, отвлечься от всего серьезного... Мам, ну что ты молчишь? Разве оттого, что я христианка, мне надо одни жития читать?.. Мама! Ты что, сердишься на меня? - Нет, не сержусь. Хотя меня огорчает, что ты взялась за чтение такой толстой книга, к тому же считая ее пустой, без благословения батюшки и даже не посоветовавшись со мной. Я, конечно, не буду запрещать тебе читать ее, раз ты уже начала. Я моту только посоветовать: остановись, не читай дальше. Это нелегко, но победа, которую ты одержишь над собой, очень важна для твоей последующей жизни. - Но почему, мама? Я ведь знаю: есть неприличные, грязные журналы и книги, их я никогда не стала бы читать. Но "Королева Марго" - это просто приключенческий роман, из старинной жизни. Все девочки его читали, все в восторге... Красивые сцены, романтические чувства... Мама, ну почему ты молчишь? Неужели ты считаешь это чем-то серьезным? Я прочитаю книгу - и забуду. И все будет как раньше. - Увы, Наденька, ты не забудешь. И ты уже не будешь прежней. От таких книг, как эта, в душе остается нехороший след. Ты и захочешь забыть, а в памяти будут всплывать образы - не святые, чистые, духовные, а образы распутных великосветских дам; будут вспоминаться сцены и речи героев... Неужели ты думаешь, что впечатления проходят по твоей душе, не оставляя следа? Они потому и называются - в-печатления, что оставляют глубокий отпечаток. Они загрязняют сердце - и человек уже не может чисто молиться. Ну, почему, почему ты не посоветовалась со мной и сразу принялась за чтение! Ты сегодня сама не своя, ты как будто переселилась от нас в иллюзорный, вымышленный мир... - Мама, ну, не огорчайся ты! Это же всего лишь книга... Неужели из-за какой-то "Королевы Марго" мы будем ссориться?! Ну, хочешь, я завтра же верну ее девочкам - и все?.. - Мне хотелось бы объяснить тебе кое-что. Прочитать, как в детстве, небольшую лекцию. Прости, если что-то в ней покажется тебе давно известными, "прописными" истинами. Послушай меня внимательно. Ты упомянула сейчас жития святых. Конечно, это лучшее чтение для девочки твоего возраста. Из светской литературы достаточно было бы пока того, что входит в школьную программу. Чуть позже ты начнешь уже читать святоотеческую литературу - поучения святых отцов. Это серьезное чтение. А тебе, как ты говоришь, хочется и отдохнуть. Ну, что ж! Это не только простительное, но и вполне законное желание. Можно читать и светскую литературу - такие произведения, которые пусть не возводят нашу мысль к миру духовному, но хотя бы пробуждают в нас хорошие, добрые чувства и мысли. Помнишь, как Пушкин писал:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал... | А "Королева Марго"? Подумай хотя бы о том, как изображены в этой книге семейные отношения: между матерью и сыновьями, мужьями и женами? Я сама прочитала этот роман в юности и очень жалею: никакой пользы он не принес моей душе, зато загрязши память образами, от которых я долго не могла отделаться. Такие книги, как эта, незаметно, ненавязчиво учат лжи, коварству, распутству, они губительно действуют на целомудрие девочки. Ты и сама, если будешь внимательна и честна с собою, заметишь это. Когда ты читаешь, то тебе очень скоро становится ясно, хочется ли тебе и самой сделаться лучше, добрее, умнее или, наоборот, у тебя от книга появляются нехорошие чувства и такие желания, о которых ты не хотела бы говорить со мною. Святые отцы называют человеческие чувства "окнами души": через эти окна (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) окружающий мир проникает в нашу душу своими впечатлениями, и не только полезными, но и вредными, А зрение - это самое главное, самое широкое окно. Увидишь что-нибудь - и вредное впечатление крепко врезается в память и, если бы ты потом захотела забыть о нем, это было бы уже для тебя нелегко. Наша память - это удивительная галерея. Все, что мы видим, слышим, думаем, - складывается в разные картинки и помещается в этой галерее. Если наполнять ее глупыми и дурными картинками, то потом придется всю жизнь провести среди них; а от этого, конечно, не станешь ни умнее, ни лучше. Иной раз захочется человеку, вспомнить, что он видел, думал и делал хорошего в своей жизни, начнет он пересматривать свою галерею, а хорошего там, оказывается, очень мало, все больше такие картинки, на которые и смотреть стыдно. Дурные воспоминания человека принижают. Они не дают ему возрастать духовно. А потом его характер, его привычки, его представления передаются детям, и им будет гораздо труднее стать хорошими людьми. Не следует забывать, что не только наша будущая загробная участь, но и жнзнь будущих поколений зависит от того, как мы ведем себя, что видим и слышим, что читаем, о чем думаем... К книге надо относиться, как к собеседнику. Бели бы тебе предложили выбрать, с кем ты хочешь разговаривать: с каким-нибудь старцем-подвижником, или с великим писателем, или с человеком, который курит, пьет, разъезжает по ресторанам, играет в карты и изменяет своей законной жене, - вероятно, ты не стала бы колебаться ни минуты. Но великих людей немного, святых еще меньше, с ними редко удается поговорить; а между тем книги дают нам возможность выбирать себе друзей среди самых лучших людей в мире. Часто говорят с похвалой: "Она так много читает!" Но важно, не сколько, а что читает человек. Есть много мальчиков и девочек, которые читали очень много, но не были особенно разборчивы в выборе своих друзей среди книг. Они читали рассказы о ворах, сыщиках, грабежах, убийствах, о легкомысленных и распутных людях и таким образом засоряли себе память всяким вздором, которого совсем и не стоило бы помнить и даже знать. Читай лучше хорошие рассказы, повести, которые есть у нас дома. Пожалуйста, читай романы Диккенса - они и интересны, и поучительны. Читай "Повести Белкина" Пушкина. Читай рассказы Тургенева из "Записок охотника". Читай Гоголя, Чехова. Только не забывай советоваться со мной или папой. Еще хорошо читать научно-популярные книги, где говорится, как люди живут в разных странах, как они раньше жили, какие у них были нравы и обычаи, и как вообще устроен мир. Как живут разные животные. Как устроена вселенная... В книгах есть очень много такого, что всякому человеку необходимо знать, а жизнь его не так уж длинна, и потому не стоит тратить время на чтение разного вздора. Тем более тебе, у которой столько полезных и необходимых занятий... Наденька, теперь ты что-то приумолкла и загрустила... Что с тобой? - Такие книги, как "Королева Марго", увлекают в ложный мир - это ты, конечно, правильно сказала. И еще ты хорошо сказала, что книги - это друзья, собеседники. Они помогают тебе забыть одиночество. Потому я и ухватилась за эту книгу. - Одиночество? У тебя? - мама была просто поражена. Ее Надя, светлая, открытая девочка, всегда окруженная людьми, чувствует себя одинокой?! - Да. - Постой. А Катя? А девочки на клиросе? А Юля? А наша семья? Я, наконец? Неужели рядом с нами тебе одиноко? - Мамочка, это все немного не то. Ты мне ближе и дороже всех, но ты взрослая. Я хочу иметь подругу - такую, которая была бы моим вторым "я": чтобы мы все-все доверяли друг другу, разделяли все радости и печали друг друга. Мне не нужно много друзей, мне нужна одна-единственная подруга, но такая, чтобы у нас все-все было общее, не было тайн друг от друга... В детстве я Катю считала такой подругой. Но сегодня от той детской дружбы почти ничего не осталось. У нас мало общего. Нам даже скучно вместе. Нет, у нас прекрасные отношения, но - как бы объяснить? - неглубокие, поверхностные. - А Юля? Последний месяц ты только о ней и говорила. Вы несколько раз в день перезванивались по телефону. А теперь что-то о ней не слышно... - Юля? Нет. С Юлей тоже дружба - настоящая дружба - не сложилась. Она мне сначала очень нравилась: такая умная, серьезная, даже пишет стихи, и она тоже православная, в храм ходит, у нее постоянный духовник есть... Но она... Нет, я даже не хочу о ней говорить. - Юля сделала что-то дурное? - Измена в дружбе - как ты считаешь, это дурно? - Неужели так серьезно? - маме хотелось пошутить и шуткой снять напряжение. Но она видела, что сейчас шутка может больно задеть девочку. Мама вспомнила, что последнюю неделю Надя была задумчива и печальна. Вот в чем. дело!.. Не с этим ли разочарованием в подруге связан и интерес к "Королеве Марго" - желание забыться, утешиться?.. Она осторожно спросила: - Юля выдала другим какую-нибудь твою тайну, которую ты ей доверила? Или осудила тебя за глаза? Оклеветала тебя?..
Надя молчала. И мама задала еще один вопрос: - Скажи, это случилось на прошлой неделе? - Да. В пятницу. Юля ходит в какую-то "Школу искусств" - в кружок поэтического творчества. Там же занимается Наташа из параллельного класса. И всю прошлую неделю они с Наташей готовились к вечеру поэзии, смотрели свои тетради со стихами, обсуждали размеры и рифмы - я ничего этого не понимаю. Они каждую перемену так и бросались друг другу навстречу. А в четверг и домой поехали вместе, хотя Юля прекрасно видела, что я ее жду. И вот, в пятницу то же самое. Я подошла к ним (а они уже шли по коридору с Наташей) и прямо спрашиваю: "Юля, ты со мной будешь дружить или с Наташей?"...Что? Глупо, да?.. - И что Юля? - Ничего. Просто пожала плечами и промолчала. Наташа, видно, поняла, что я обиделась, и говорит: "Я, наверное, пойду?.." Но Юля ее не отпустила. Они так вместе и ушли. Вечером в пятницу Юля мне позвонила, но я не стала говорить - повесила трубку. В школе мы с того дня не подходили друг к другу. Я, честно говоря, ждала ее нового звонка, готовила разные умные фразы, но все зря: она больше не звонит... Что ты скажешь на это, мама? - Грустная история. Но если ты интересуешься моим мнением, позволь сказать тебе честно и откровенно: ты сама виновата. Если ваша дружба на этом закончится, тебе придется винить только одну себя. - Почему? - Потому что ты, очевидно, не очень хорошо представляешь себе, что такое дружба, в христианском значении этого слова. Дружба - это великое утешение, данное нам Богом в скорбной земной жизни. Это, несомненно, дар Божий. Поэтому тот, кто не имеет друга, может молиться Богу: "Господи, пошли мне настоящую подругу!" А кто имеет, должен благодарить Бога за этот дар. Ты, конечно, права в том, что вас с Катей не назовешь настоящими подругами. И не потому, что вам порой скучно вместе. Просто у вас нет настоящего единомыслия, единодушия. Катя - в общем добрая девочка, но вопросы духовной жизни ей безразличны, а для тебя они важны. Вот и получается, что вы смотрите как бы в разные стороны и идете разными путями. Юля - другое дело. У вас могла бы сложиться настоящая дружба, дружба двух девочек-христианок. Но, очевидно, в ваших отношениях не было того, что обязательно сопутствует такой дружбе: простоты, чуткости и взаимного доверия. Тебе было досадно, что Юля проводит много времени с Наташей, но вместо того чтобы сразу, с первой минуты, признаться ей в этом и выяснить ваши отношения, ты дала возможность развиться ревности - ужасной страсти, сродни зависти. И когда эта страсть развилась со всей силой, произошел разрыв, потому что ты поставила подругу перед трудным выбором. В истинной дружбе такого быть не может, потому что она жертвенна. В Евангелии сказано: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Такая жертвенная любовь - вершина дружбы, но ты не пошла к этой вершине. Зная, как важны для подруги ее поэтические занятия, как она готовится к вечеру поэзии, ты, вместо того чтобы на время стушеваться, отойти в тень, радоваться ее радости, - ты, вместо этого, поставила ее перед выбором: "Или я - или Наташа". А в сущности: "Или дружба со мной - или твои занятия поэзией". Сама того не желая и не понимая, ты оказалась жестока к подруге. Дружба только тогда бывает крепкой и долговечной, когда друзья или подруги проявляют чуткость и деликатность по отношению друг к другу. Стоит одному проявить в чем-то настойчивость, требуя соблюдения своих интересов, тут и дружбе конец. А ты проявила не просто настойчивость - ты оказалась навязчивой, вела себя так, будто Юля - твоя собственность, и у нее не может быть ни своих интересов, ни друзей, помимо тебя. Знаешь, отчего бывает эта ревность в дружбе? От чрезмерной чувственной привязанности. - Что значит "чувственной"? - Основанной на эмоциях и на утверждении своего "я". Христианская дружба имеет духовную основу, а в своих внешних проявлениях она - не удивляйся, пожалуйста, - более холодна, чем тебе кажется. Мне когда-то батюшка привел слова святителя Тихона Задонского: "Всех люби и всех бегай". Я спрашивала его примерно о том же: какими должны быть у христиан отношения с друзьями. Вот он и ответил святоотеческой цитатой: "Всех люби и всех бегай". - "Всех люби" - понятно. А что значит "всех бегай"? - Это значит... ну, выражаясь по-мирски, сохранять определенную дистанцию в отношениях с людьми. Не выбалтывать никому, даже близкому другу, самое сокровенное. Никаких "тайн", раскрытие которых ты считаешь важным признаком дружбы. Оставлять их для батюшки, своего духовника. А некоторые темы, особенно связанные со здоровьем и гигиеной, обсуждать только с мамой. Мне не нравится, когда девочки-подруги слишком откровенничают между собою. У каждой должно быть достаточно уважения к самой себе, чтобы хранить некоторые свои секреты про себя, говорить о них только с своею матерью. Я знала девочек, которым и в голову не приходило, что не следует, например, говорить о некоторых своих семейных делах, и они болтали своим подругам решительно обо всем, что делается у них дома. Как и у всякого человека, точно так же и во всякой семье могут быть свои частные дела, о которых посторонним людям знать не надо. А если девочки-подружки болтают обо всем без разбору, они .очень легко могут поставить своих родных в смешное и неприятное положение. С Катей вы грешили пустой болтовней, обсуждением учителей, случаев на уроках и так далее... Сколько раз мне хотелось нажать на рычаг телефона и положить конец этим пустым разговорам, особенно когда вы начинали гадать, кто у вас в классе в кого "влюблен"! Но, честно говоря, и ваши разговоры с Юлей мне не нравились: вы рассказывали ДРУГ Другу сны (разве ты не знаешь, что нельзя этого делать?), вы торопились открыть друг другу все свои мысли и чувства, сообщить какие-то самые незначительные ощущения, /умничали одна перед другой... Вы будто спешили до конца открыться друг другу, будто старались вывернуть душу наизнанку. Потому ваша горячая дружба так легко и дала трещину. Только христианин, член Церкви, может понять, как соединяются эти понятия: "Всех люби" и "всех бегай". Дело в том, что христианская любовь лишена пристрастия; она не присваивает друга себе - она предает его в волю Божию. И девочка-христианка о своей подруге должна помышлять приблизительно так: "Господи, благодарю тебя за этот дар, дружбу. Моя подруга не мне принадлежит, она Твое создание, и я верую, что Ты наилучшим для нас путем ведешь каждую из нас ко спасению. Помоги мне избавиться от пристрастия к ней, от ревности к другим ее подругам и занятиям..." Часто дружбу губит любопытство, проявляемое одной из подруг. Никогда не следует этого допускать. Даже если тебе очень интересно знать что-либо, лучше подождать, пока подруга сама тебе расскажет. А не расскажет - смириться и успокоиться..,. Знаешь, из твоих подруг мне больше всех нравится Маша. И Маша, и ваши с ней отношения. Пожалуй, они ближе всего к христианскому представлению о дружбе. - Но нас с Машей трудно назвать близкими подругами... - Только потому, что вы не говорите по полчаса по телефону? Не лезете друг другу в душу? Не ревнуете друг друга и не ссоритесь? Так это все признаки чувственной, пристрастной дружбы. Зато вы единомысленные христианки, окончили одну воскресную школу. Вы вместе служите Богу - поете на клиросе. Вы мало говорите, зато понимаете друг друга с полуслова. Вас объединяет общая молитва. Наконец, вы духовные сестры: у вас один духовный отец. И я не сомневаюсь, что в трудную минуту, когда тебе понадобится помощь, словом и делом, с тобой рядом будет именно Маша. - Мама... А что ты думаешь о дружбе девочки с мальчиком? Некоторые считают, что она крепче, надежнее, чем дружба девочек. Мальчик-друг никогда не предаст, не выдаст твоих тайн, защитит тебя... . - Может быть, и есть такие случаи, но я их не знаю. Зато знаю очень много случаев, когда отношения между юношей и девушкой (потому что мы ведь говорим с тобой не о маленьких детях, правда?) начинались как дружба, чистая и благородная, а потом перерастали в любовь, которая, как ты знаешь, связана со многими искушениями. - Ну и пусть искушается, если не может иначе! Мне-то что!.. Мама удивленно посмотрела на Надю, и та покраснела. - Ты о чем, Наденька? - Да я о Саше из десятого класса. Это он мне иногда звонит. Мне кажется, мы могли бы быть хорошими друзьями. Мы недавно работали во дворе, снег убирали. Так он пришел, хотя его класс не должен был участвовать в уборке, и убрал за меня весь мой участок! И потом я замечаю, как он на переменах стоит гдe-нибудь у окна, руки в карманах, и на меня смотрит. Девочки говорят, что я ему нравлюсь. - Ну, а ты что? - Ничего. Смеюсь с девочками. Пусть смотрит, мне не жалко. Я и сама на него поглядываю: смотрит еще или уже отвернулся? Однажды мы шли с Катей под руку по коридору, мимо него прошли, и тут я резко оглянулась. Мы встретились глазами, и мне как-то не по себе стало... А когда он снег за меня убрал - все девочки мне завидовали... Мамочка, что ты встревожилась? Мне-то он совсем не нравится, мне он безразличен. Я просто думаю, нельзя ли из него сделать друга... - Не думаю, что это возможно. Но меня беспокоит другое: не знаю, правильно ли ты себя ведешь? Мне кажется, тебе немного льстит внимание десятиклассника и ты чуть-чуть рисуешься, когда он смотрит на тебя. Обмениваешься с ним взглядами, принимаешь его услуги...
Надя растерялась. - Я беспокоюсь из-за того, - продолжала мама, - что твое настроение кажется мне легкомысленным. Ты хоть батюшке на исповеди говорила об этих взглядах?.. Девочка должна соблюдать величайшую сдержанность и осторожность, заметив, что она нравится мальчику, юноше. Ты же не хочешь оставить в его сердце кровоточащую рану? Это большой грех. Опасайся больше всего, чтобы твое доведение не было соблазнительным. Не забывай слова Евангелия о тех, через кого соблазны приходят в мир!.. Что ты, какие взгляды! Неужели ты не понимаешь, что Саша может понять их как знак ответного интересу к нему? И что потом?.. - Мама, по неужели эти искушения неизбежны? - Увы, неизбежны, если речь идет не о святых, а об обычных людях. Дело в том, что между юношами и девушками существуй как бы естественное взаимное влечение влечение, вызванное только одним тем, что они принадлежат к разным полам. Такое влечение должно закончиться законным браком, то есть венчанием в церкви, супружеской любовью и рождением детей. Но пока девушка и юноша не достигли брачной зрелости, им еще рано думать о браке. Поэтому, если они хотят сохранить целомудрие - не только телесную, но и душевную чистоту, - им лучше держаться на безопасном расстоянии друг от друга, не общаться слишком часто, долго, тесно. Недаром в старину даже жениха и невесту, когда вопрос о браке был уже решен, берегли от короткого общения между собой, не позволяли им видеться наедине. Сейчас, конечно, другие времена; девушки и юноши из нецерковной среды ведут себя очень вольно, лишаются целомудрия и становятся рабами плотской похоти, подобно животным. Я, конечно, не о тебе говорю. Я уверена, что когда ты вырастешь и захочешь вступить в законный брак, то твой избранник, твой будущий супруг будет христианином, как и ты, членом Православной Церкви. Иначе у вас не будет единодушия, единомыслия. Ведь именно это-а не только совместное проживание, общее хозяйство, плотские отношения, - является основой семейного счастья.
Мама посмотрела на часы и ахнула: - Ну и заговорились мы с тобой! Пришлось бабушке за нас с тобой детей умывать и укладывать!.. |